Рецензия на книгу «60 лет Кавказской войны»
Василий Муравьёв - колумнист журнала "Злые Русские"
«Северный Кавказ, как и Закавказье, не был превращён в колонию Российской Империи. Он вошёл в её состав на равных правах с другими народами» - значится эпилогом в пункте про Кавказскую войну в одном из лучших и непредвзятых современных учебников истории России. И это нам говорят всегда, начиная с неловкого вопроса на «уроке толерантности», заданному своей первой учительнице в свой первый день в школе, начиная с вялого предположения на уроке географии и прямого вопроса на уроке отечественной истории. И вот, закачивает эту эпопею прямой ответ в учебники для ВУЗов – нет, не колония. То есть, несмотря на нынешние попытку всегда хвалить Россию, она на фоне остальных европейских держав выглядит какой-то отсталой, ибо даже у Бельгии были колонии, а какая-нибудь Польша будет стремиться к ним и семьдесят лет спустя. И после стольких попыток добиться внятного ответа и добраться до правды можно открыть эту маленькую книжечку, не масштабную и дотошную, скорее наоборот, довольно фривольную, но всё же…иную. Вчитываясь в слова, написанные на языке, будто бы давно умершем, перед глазами встаёт картина, до боли известная, но такая, какую доселе видеть не приходилось. Армии отчаявшихся людей, авантюристы, рвущиеся на край света, чтобы добыть себе почёт и славу, схватки бесстрашных солдат-европейцев с аборигенами, фанатично ненавидевшими последних, привнесение на вековое место сидения варварских племён цивилизации, открытия миру потаённых его окраин …нет, это не из мемуаров Сесила Родса, это нечто более родное, нечто более близкое. Это работа Ростислава Фадеева, русского историка, человека, который был не в африканской саване и не в индокитайских джунглях, человека, который побывал в ту войну на Кавказе.
Какого-либо значения долгой Кавказской войне в популярной исторической литературе не придаётся уже с век. И это не удивительно, ведь Кавказу была отведена отдельная роль, которая ну никак не вписывалась в концепцию русского патриотизма, зато в советский интернационал очень даже. С тех пор говорить о Кавказской войне можно лишь шёпотом или же в полголоса, обрывочно, как бы бросая вслед. И ведь действительно, проклятый русский царизм напал на бедных и невинных горцев, вырезавших этих самых русских на тот момент уже три века, но то лирика, принёс им законы, культуру, цивилизацию, образование. И после этого эти проклятые русские смеют гордиться собой?! Да как так можно!
К подобному мы и приходим после изучения данной темы по советским или постсоветским источникам, к постулату о том, что сутью войны была агрессия русских империалистов против вечно обиженных горцев. А поскольку это уже установлено, то думать больше незачем. Но, несмотря на это, Кавказскую войну нельзя просто так вычеркнуть из истории России. Эта война оставила после себя огромный след в русской культуре. Русские классики (даже «наше всё»-Пушкин) не обошли вниманием огромную вечно кровоточащую рану на карте России. Сквозь призму переведённого и искажённого в понимании, исполосанного штампами и предубеждениями «Героя нашего времени» к нам врывается образ того Кавказа, Кавказа Печорина и «водяного общества», жившего за гранью русских штыков. К середине XIX века Кавказ стал ареной борьбы за влияние в регионе, ведь контроль над Кавказом открывал ворота на Ближний Восток, бросая в русские руки земли до самых окраин Британской Индии. Именно там решался вопрос влияния в Азии, именно война с кавказскими горцами предрешала исход Оттоманской и Персидской империй. Именно там для России зародилось понимание абсолютной важности того, что ныне именуется сферами влияния.
Но ко всем этим выводам приходишь только спустя несколько лет подробного изучения истории России, а как же быть тем, кто хочет узнать всё это, не собирая крупицы и выжимки из вороха советских и постсоветских книжек?! Для этого существует эта прекрасная книга, которая содержит в себе ответы на самые распространённые вопросы, хронологию событий и мысли о важности Кавказа для России.
Любая попытка как-либо охарактеризовать содержание книги приводит к тому, что я начинаю вторить господину Волкову, написавшему прекрасное предисловие к данному изданию, как нельзя лучше характеризующее книгу. Но главное в ней то, что определяет её уникальность и превосходство над теми книгами, что написаны позже – непосредственное участие автора в Кавказской войне, а в следствии этого чистосердечные переживания за судьбу данного региона.
Сама же книга разделена автором на три части: общий очерк о состоянии Восточного Кавказа к моменту генерального наступления русских частей; отдельный пункт, посвящённый общественному развитию горцев и первоначальным ошибкам русского командования в управлении Кавказом на фоне преобладания радикальных исламских движений (самая важная часть для нынешней геополитической обстановки в мире), именуемая кратко, по названию такого религиозного движения, как мюридизм, захватившего Кавказ в 30-з годах XIX века; и «Покоренiе Кавказа», часть посвящённая последнему и решающему наступлению русской армии, а так же мысли по дальнейшему развитию Кавказа.
И вот знаете, я, как человек давно знакомый с русской историей, более всего заинтересовался не рассказом о войне, да и даже не мыслями и том, что нужно будет сделать позже на Кавказе, а именно «Мюридизмом», второй частью данной книги. Если в остальных частях мы видим лишь повествование фактов, разумеется, чрез призму взгляда современника и участника событий, то во второй части мы видим множество действительных, но неудобных правд, мыслей о том, что на самом деле такое война с религиозными фанатиками и чем это грозит. Там всё без прикрас, невежество и жестокость, суеверность и кровожадность именуются там именно так, как это и есть, без боязни посягнуть на чувства малых народов. Но при всём при этом нет оголтелой фанатичности в отстаивании своей абсолютной правдивости, нет слепой злобы на горцев, несмотря на все их зверства. Автор полагает, что туземные отряды из горцев (подобные были у каждой колониальной державы) могли бы снискать бессмертную славу под русскими знамёнами, ибо их удел, как справедливо отмечает автор, – война. И именно в благоразумном сотрудничестве автор видит будущее Кавказа, его подъём, как следствие строительства Закавказской железной дороги, и дальнейшее расширение влияния в Азии.
Сегодня это сложно представить, но именно с покорением Кавказа Россия добилась того, к чему рвалась так долго. С тех пор южные рубежи великой империи были в безопасности. Кавказ же продемонстрировал и превосходство светской власти над духовной и рационализма над фанатизмом. Мюридизм пал под напором прогресса, сдерживаемого религиозными догматами, принуждающими к полному повиновению и борьбе до смерти. Именно это и актуально сегодня в связи с событиями на Ближнем Востоке, ибо там решается вопрос не региональный, но мировой. Подобный исход автор считал невозможным, а мюридизм поверженным. Но, несмотря на столетия разницы, автор даёт нам возможность понять, как побороть радикальный ислам.
После прочтения книги навсегда отпадает вопрос принадлежности Кавказа и вопрос кто, кому и что должен. Прекрасно написанная книга, крайне актуальная в нашем нестабильном мире и ещё более нестабильном государстве, дополненная прекрасными биографическими справками основных действующих лиц, создаёт неповторимое ощущение всеобщей гордости и ликования от столь неординарного, но незаслуженно забытого триумфа русского оружия. Эту книгу, в следствии малого объёма, можно прочесть за один вечер, поражаясь её актуальности, а потом с живым интересом рассматривать приложенную карту Кавказа, чтобы потом поместить книгу на её заслуженное место.
Я считаю эту книгу мастридом и островком имперского спокойствия, по своей отлаженности подобного роману викторианской эпохи, так важного в наше неспокойное время. Ну а закончу я заключительными словами автора: «Будущее не во власти человека; но люди властны быть достойными великого будущего. Покуда будем довольны совершённым и скажем с Богданом Хмельницким: будет что будет, а будет то, что Бог даст.
Оригинал взят на сайте: http://zlyerusskie.com/60-years/